Вы здесь

По должникам — общественным порицанием

Очередное заседание Общественного совета по ЖКХ было посвящено теме актуальной и злободневной — неплатежам за жилищно-коммунальные услуги. Процент неплательщиков в нашем городе достаточно высок, из-за них предприятия сферы ЖКХ недополучают миллионы рублей ежемесячно. Это те средства, на которые должны оказываться услуги тепло- и водоснабжения, ремонтироваться дома, содержаться придомовые территории.

Есть ли способ кардинально решить данную проблему, существуют ли эффективные рычаги воздействия на должников? Эти вопросы вместе с председателем Общественного совета по ЖКХ Е.А. Белолипецкой обсуждали председатели домовых комитетов города, также в заседании приняли участие заместитель директора по работе с населением ООО «Орехово-Зуевское ГЖП» С.В. Емелин, его коллега О. Угрюмова, представители отдела по работе с должниками ООО «УК ЖКХ» О. Евстигнеева и Н.В. Воронник, заместитель начальника Орехово-Зуевского районного отдела судебных приставов Т.Е. Солянова. Представители МУП «ДЕЗ ЖКХ» на заседание присутствовать не смогли. На данный момент задолженность жителей перед ГЖП составляет 50 миллионов рублей, перед УК ЖКХ 39 миллионов, а МУП ДЕЗ недополучил 28 миллионов рублей.

Как рассказал С.В. Емелин, работа с неплательщиками ведется по следующей схеме: сначала сотрудники управляющей компании обходят должников и вручают им досудебные уведомления, затем информация передается в службу судебных приставов, а те, действуя уже по своим регламентам, накладывают арест на имущество задолжавших граждан и, в соответствии с установленным законом порядком, направляют его на реализацию. Только вот в 90 процентах случаев ничего хоть сколько-то ценного в обстановке обнаружить не удается, так что и арестовывать бывает практически нечего.

Как сказал представитель ГЖП, наибольший результат в данной работе приносит именно досудебный этап, когда совершается поквартирный обход, благодаря этому организация уменьшает текущие долги со стороны жителей на 1 – 1,5 миллиона рублей ежемесячно. Приостановка данной деятельности сразу сказывается на величине сборов. «Задолженность, которая копится 7-10 месяцев, люди еще гасят, — говорят сотрудники управляющих компаний, — а вот те, кто не платил месяцев 40-60, платить и не собираются, даже когда им все уже отключили». Кстати, выяснилось, что граждане часто заблуждаются, считая, что если они произвели расчет с «Теплосетью» и «Водоканалом», то никаких услуг их уже не лишат. Это не так. Внутридомовые сети находятся в сфере ответственности обслуживающих дома организаций, так что управляющая компания вполне может отрезать квартиру неплательщика от общего стояка.

В число должников входят представители различных социальных слоев: малоимущие, пенсионеры, семьи с детьми, асоциальные личности и достаточно обеспеченные граждане, просто не желающие вносить свою долю в содержание общего имущества. Многие из этих вполне успешных товарищей заявляют открыто и не стесняясь: «Не платил и не буду». «Но ведь получается, что эти люди живут за наш счет? Мы платим за уборщицу, которая моет весь подъезд, за работу дворника, за содержание детской площадки, обслуживание лифта, вывоз мусора, подготовку дома к отопительному сезону, ремонт подъездов — всем этим охотно пользуются и те, кто не вносит ни копейки. А почему мы должны оплачивать их удобство из своего кошелька?» — задают резонный вопрос законопослушные соседи неплательщиков. Наличие многомиллионных задолженностей со стороны жителей — не последняя причина того, что при внушительном размере коммунальных платежей в домах производится недостаточное количество работ, особенно капитального характера.

Применить меры к должникам очень трудно, закон сегодня хорошо защищает граждан. Специальная комиссия, в состав которой входят представители администрации, управляющих компаний и других заинтересованных инстанций, совершает регулярные обходы муниципальных квартир с долгами, но только тех, где не прописаны несовершеннолетние — к семьям с детьми практически никаких мер предпринять невозможно. Впрочем, всех остальных должников убедить в серьезности вопроса тоже трудно, ведь просто так выселить человека на улицу за неплатежи нельзя, ему нужно предоставить определенного размера жилье хотя бы с минимальным набором удобств. Эта мера уже более действенная, хотя в плане социальной справедливости тоже сомнительная, ведь за ту же комнату в общежитии какой-нибудь алкоголик и тунеядец, да любой из переселенцев, уж точно платить не станет, а город вынужден будет расходовать ресурсы на ее содержание и предоставление удобств, причем, за счет добропорядочных граждан. Впрочем, из-за отсутствия маневренного жилого фонда применить такую меру в Орехово-Зуеве все равно пока нереально, в отличие от Орехово-Зуевского района, в отдельных населенных пунктах которого подобные прецеденты имели место.

Осуществляя работу с должниками, управляющие компании сталкиваются с большим количеством трудностей. К примеру, в любой из них имеется несколько десятков лицевых счетов без каких-либо данных о собственнике. Получить такую информацию, в принципе, можно, в Регистрационной палате, заплатив за каждый запрос по 400 рублей (конечно, из средств, собираемых с жителей, других денег у УК нет), да только эта официальная инстанция не предоставляет всех сведений о собственнике, которые необходимы для подачи на него в суд за неуплату. Нередко квартира находится в долевой собственности, живет в ней, к примеру, одна бабушка, которая за свою часть платит, а где искать остальных собственников никто не знает.

Причин, по которым граждане копят долги за услуги ЖКХ, множество, от реально сложных жизненных ситуаций до принципиального нежелания платить. Причин, по которым жители не могут воспользоваться субсидией и тем самым снизить тяжесть жилищно-коммунального бремени, тоже хватает. Но если одни стараются гасить задолженности хотя бы постепенно (и им, кстати, идут навстречу, предоставляют рассрочку), то другие, давно записавшись в злостные должники, даже не думают как-то исправлять ситуацию.

Что делать с неплательщиками, какие меры к ним можно применить? Показательно, что этот вопрос волнует не только предприятия ЖКХ, но и самих жителей, которые уже понимают: они платят не только за себя, но и за «того парня», который всем, что есть в доме, пользуется, а вносить за это свою долю средств считает необязательным. Как выяснилось во время довольно-таки эмоционального обсуждения проблемы, конкретного и однозначного решения вопроса на данный момент нет. С одной стороны, закон защищает граждан от возможного произвола, с другой стороны сами граждане очень ловко находят лазейки в законодательстве, которые позволяют им уклоняться от необходимости вносить квартплату. И даже по старым советским традициям вывесить у подъезда «доску позора» с именами должников тоже нельзя — инициатор вполне может угодить под суд.

Впрочем, если имена писать нельзя, то номера задолжавших квартир обнародовать можно. С общественным порицанием в адрес их неназванных хозяев — любителей жить за чужой счет. Председатели домовых комитетов и представители управляющих компаний решили систематически использовать данную меру — пока она, пожалуй, единственная, которую можно применять ко всем должникам. Также было принято решение усилить взаимодействие между старшими по домам, управляющими компаниями, службой судебных приставов с целью более активного обмена информации о должниках. Общественным советом по ЖКХ будет подготовлено обращение в администрацию города с предложением объединить усилия в борьбе с неплательщиками. А после Нового года, говорят, в законодательстве должны появиться изменения, которые позволят более эффективно решать данную проблему.

Share/Save

® 2007—2016 ООО "Орехово-Зуевская УК ЖКХ"

Google+